Философия японского сада

философия японского сада

Философия японского сада имеет глубокие корни. Она основана на влиянии религий и исторических событий и получила отражение в разных стилях японского сада. Даже сейчас, смотря на новые японские сады мы видим, как на них влияют время и современные условия жизни человека.

Краткая история — эволюция японского горного сада (VVIII-й в.в.)

Давайте оглянемся на пятый век, когда китайский даосизм начал накладывать отпечаток на японское искусство. Это древняя даосская вера в то, что где-то посередине океана есть три или пять островов, где живут бессмертные.

В японской литературе эта вера проявляется в виде сказки о рыбаке по имени Урашима Таро, который спасает жизнь морской черепахе, которая в свою очередь переносит его на один из бессмертных островов. Там рыбак женится на принцессе и становится бессмертным. Однако с течением времени он страдает от тоски по родине и решает вернуться в свою старую деревню. К сожалению, как только он вступает на родной берег, он сразу же стареет и умирает.

С V по VIII век даосские бессмертные острова вдохновили не только рассказчиков, но и японских создателей садов настолько, что слово «шима», что означает «остров», употреблялось как слово «сад». В те времена типичный японский сад представлял собой большой пруд, окруженный пышными деревьями. В середине пруда устанавливался хотя бы один островок или иногда просто большой горный камень, символизирующий землю с неувядающей молодостью и вечной жизнью, как это было в рассказе об Урашиме Таро.

Хейанский период (конец VIIIXII в.в.)

Поскольку столица Японии была перенесена в Хэйан-Кио (Киото) в 794 году, художники и садовые мастера стали отходить от влияния китайского даосизма и посвятили свои усилия развитию искусства, которое отражало бы их собственную культуру. Сады стали изображать японские природные ландшафты, а буддизм стал доминирующей, вдохновляющей силой их творений. Хотя в этот период пруд и острова оставались неотъемлемой частью японских садов, все остальные элементы были отобраны и организованы гораздо более скрупулезно. Например, конструкции, окружающие сад, соединялись друг с другом длинными крытыми галереями. Предпочтения отдавались лиственным деревьям, чьи формы и цвета изменялись от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыба в пруду считались частями садовой композиции.

Этот стиль японского сада помимо олицетворения ​​буддизма, также отразил беспокойство общества гражданскими войнами, которые бушевали по всей стране во второй половине периода Хэйан. Непрерывно изменяющееся состояние сада повторяет буддийское учение об исчезновении нашего существа и бесконечном цикле смерти и возрождения. Философия японского сада того периода демонстрировала, что зловещие войны пробудили людей к осознанию неустойчивости жизни и это воплотилось в эфемерной красоте природы; недолговечности цветения весенних цветов и красочности листвы, которая умирает с наступлением зимы.

Период Муромачи (XIVXVI в.в.)

Примерно в конце XI века в период Хэйан сухие скалистые ландшафты стали господствовать в японских садах. Профессиональные садовники тогда назывались «монахи, которые укладывают камни». Это может показаться немного странным для нас, современных граждан, но буддизм настолько влиял на ландшафтный дизайн садов, поэтому не удивительно, что монахи были ответственны за проектирование и создание дзэн садов.

Только в период Муромачи дзен сады настолько развились, что они получили широкую славу и продолжают радовать нас и сейчас. Говорят, что отцом ландшафтного дизайна Дзен был Мусо Сосеки, великий монах Дзэн, который создал один из самых старых каменных садов и принес популярность этой загадочной технике озеленения.

В то время как сады Хейан отражали неустойчивость жизни, сады Муромачи отвергают переменчивость мира. Садоводы в этот период обнажили природу и создали дзен-сады в основном из скал и песка, чтобы выявить истинную сущность жизни и природы. Иногда добавлялись небольшие вечнозеленые кусты, но они не были главными элементами ландшафта. Это не значит, что особняки Муромачи полностью пренебрегли традициям создания прудов. Пруды в дзен саде есть, но они без воды. Монахи рисуют волнистые узоры на песке граблями, имитируя волнообразные движения воды. Все камни в саду символизируют собой элементы, присущие обычным японским садам, такие как острова, горы, деревья, мосты и даже животные.

Все сады Дзэн, которые были созданы уже после периода Муромачи, на самом деле являются неотъемлемой частью наследия именно этого периода. По сей день в Японии и в разных странах продолжают появляться новые сады камней. Есть бесчисленные вариации, рожденные самобытным воображением и творчеством современных озеленителей. Тем не менее, сады Дзэн, построенные в период Муромачи, всегда остаются почитаемыми как древние прототипы этого уникального ландшафтного стиля.

Философия японского сада

философия японского сада

Традиционно, дзен сады не предназначены для пикников или других развлекательных мероприятий. Это священное место для монахов-дзен, чтобы выполнять свою повседневную практику. Японское слово «нива», означающее  в наше время «сад», в древности означало «пространство для ритуалов». В дзен-буддизме чтение священных писаний и молитв считаются поверхностными действиями. Чтобы достичь просветления, нужно пройти длительные периоды медитаций. В каменном саду монахи созерцают природу и ищут предельную свободу разума. Истинная цель ворошения песка граблями заключается не в создании чего-то эстетически приятного, а для тренировки собственной мысли, это своего рода неявный вид медитации в движении.

Дзен буддизм — это ветвь буддизма, которая не является религией, по крайней мере, не в обычном смысле, поскольку она не имеет ничего общего с божественной силой или метафизическими теориями человеческого существования. Это просто школа мысли или способ мышления. Основная деятельность дзен — не изучать Дзэн, а скорее изучать себя и понимать свою «настоящую природу», которую часто называют «природой Будды». Каждый родился с природой Будды, но по мере старения мы становимся привязанными к вещам и переживаниям, с которыми мы столкнулись. Чтобы вновь открыть природу нашего Будды, это не значит все забыть, необходимо включить разум, быть открытым для новых возможностей, готовым принимать и сомневаться; иметь ум, лишенный самовлюбленности, предрассудков и эгоистичной одержимости. Без осознания природы Будды наша деятельность всегда будет зависеть от нашей предвзятости и ограниченности. Мы не можем видеть все, что происходит вокруг нас, но мы получаем то, что является отголоском нас самих. Создавая своего рода скелетную обнаженность сада, монахи дзэн строят миниатюрный образ вселенной в ее самой первозданной форме, которая, как они считают, может напоминать людям об их собственной глубокой природе.

Пошаговую инструкцию, как создать японский сад камней своими руками читайте здесь.

Реальность против манипуляций

В японском саду камней устанавливаемые скальные куски породы могут представлять горы или деревья или животных. Песок может символизировать простор воды или водопада, спускающегося с горы. На самом же деле, скалы — это просто камни, а песок — только песок. В глубоком смысле, это означает, что люди манипулируют, приписывают иные значения окружающим предметам, и в процессе этого, обманывают самих себя, становясь одержимыми этими пустыми ценностями.  Например, бриллианты — это то, чем люди хотят обладать. Люди готовы платить большие суммы денег или даже влезть в долг за крошечный кусочек этого драгоценного камня. Считается, что алмаз — это символ роскоши, красоты и вечной любви. При этом он становится причиной зависти, жадности и мнимого счастья. Но согласитесь, разве это не просто блестящий камень? Рассматривая простоту дзен сада камней, можно научиться воспринимать истинную сущность природы и видеть вещи за пределами их бессмысленных явлений.

Теперь вы понимаете, что японский сад создается не только с эстетических соображений и желания созерцать. Философия японского сада кроет в себе глубокие смыслы и, прежде всего, познание самого себя.

Оцените, пожалуйста, статью
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *